Добавил:
представленные работы не являются эталонными, потому советую использовать их только в качесвте примера) Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
практика / приложение к портфолио пушкина.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
16.05.2024
Размер:
17.22 Mб
Скачать

ГБПОУ «Пермский краевой колледж искусств и культуры»

Приложение к портфолио

по профессиональному модулю 02.

«Педагогика художественного образования»

Фамилия Имя Отчество студента

Группа IV

Специальность Мировая художественная культура

Пермь, 2024г.

Содержание

Раздел №1. Возрастная психология.......................................................................4

Раздел № 2 Психология общения...........................................................................9

1. Методическая разработка занятия на сплочение коллектива................................................................................................................9

2. Самоанализ занятия с отзывом куратора..................................................................................................................15

3. Методическая разработка социально-психологического тренинга..................................................................................................................16

Раздел № 3 Психология и педагогика творчества..............................................25

1. Педагогический проект.....................................................................................25

2. Отчет о реализации проекта....................................................................................................................31

3. Методическая разработка занятия на развитие креативности..........................................................................................................32

4. Самоанализ занятия с отзывом куратора........................................................35

Раздел № 4 Методика преподавания МХК.........................................................36

1. Конспекты традиционных уроков по МХК…................................................36

2.Конспект нетрадиционного урока по МХК………………………...………..60

3. Примеры тематического плана изучения курса МХК для базового и профильного уровня..............................................................................................65

4. Пример поурочного планирования курса МХК.............................................72

5. Список произведений искусства необходимых для изучения в курсе МХК........................................................................................................................74

6. Методическая разработка по выполнению самостоятельной работы.....................................................................................................................76

7. Алгоритм анализа архитектурного сооружения…….....................................77

8. Параметры для сравнения художественных стилей......................................77

9. Разработка олимпиады по МХК.......................................................................78

10. Разработка примера рабочей тетради по МХК.............................................92

Раздел № 5 Артпедагогика.................................................................................103

1. Методическая разработка урока с использование артпедагогических технологий............................................................................................................103

2. Методическая разработка занятия с использованием арт-терапевтических технологий во внеурочной деятельности..........................................................107

3. Самоанализ занятия с отзывом куратора......................................................112

Раздел № 6 Игровые технологии в педагогике.................................................114

1.Сценарий квест-игры.......................................................................................114

2. Веревочный курс.............................................................................................124

3. Сценарий викторины.......................................................................................127

4. Подбор игровых ситуаций к празднику........................................................130

Приложение к разделу №3 «Сведения об участии в мероприятиях

различного уровня».............................................................................................132

ПМ 02. Педагогика художественного образования

МДК 02.01. Педагогика творчества и специальная педагогика

Раздел №1. Возрастная психология.

Возрастной этап

Ведущая деятельность и социальная ситуация развития

Познавате-льная сфера

Мотивацион-ная и эмоционально-волевая сфера

Основные новообразования

Кризис возраста

Дошкольный возраст

(3 – 7 лет)

Ведущая деятельность – игра. Переход от мира предметов к миру взрослых людей. Ребёнок – взрослый (обобщенный, общественный). Выход за рамки семьи. «Я сам», «хочу» ребёнка vs «нельзя» взрослого

Память – ведущая роль. Возможность отрыва от наличной ситуации и наглядно-образное мышление. Развитие образных форм познания окружающего мира: восприятия, образного мышления, воображения. Основной путь развития – обобщение собственного чувственного опыта.

развиваются мотивы общения. Происходит формирование соподчиненности (иерархии) мотивов. Дети ориентируются на оценку взрослых, это служит основой для развития мотивов достижения успехов.

Начало развития произвольности. Способность к обобщению переживаний. Нравственное развитие. Способность к перцептивному моделированию. Социализированная речь. Развитие наглядно-образного и появление словесно–логического мышления.

Кризис 7 лет ‑ это кризис саморегуляции, напоминающий кризис 1 года. По мнению Л.И. Божович это период рождения социального «Я» ребенка. Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Базальная потребность – уважение. Потеря детской непосредственности (манерничанье, кривляние). Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни.

Младший школьный возраст

(7 – 11 лет)

учебная деятельность ‑ это деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры. У ребенка имеются две сферы социальных отношений «ребенок – взрослый» и «ребенок – дети».

Происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному наблюдению за объектом. Преобладает непроизвольное внимание. Удерживание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации. Внимание активизируется, но еще не стабильно.

Происходит перестройка в иерархической мотивационной системе, мотивация достижения становится доминирующей. Происходит интенсивное формирование моральных чувств ребенка, что вместе с тем означает и формирование моральной стороны его личности. Укрепляется новая внутренняя позиция.

произвольность иосознанность психических процессов, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать)

Личностное развитие и появление самосознания в дошкольном возрасте становятся причинами кризиса семи лет. Основные признаки этого кризиса: 1) потеря непосредственности; 2) манерничание. У ребенка появляются тайны, он начинает что-либо скрывать от взрослых, строить из себя умного, строгого и т. д.; 3) симптом «горькой конфеты». Когда ребенку, плохо он старается этого не показывать.

Подростковый возраст

(11 – 16 лет)

Стремление найти место в релевантной группе, стремление к эмансипации

Восприятие избирательное, анализирует, увеличение объёма памяти, способен запоминать абстрактный материал, самостоятельно активное мышление, обращается к творчеству, внимание произвольное

Проверка границ способностей, чувство взрослости, перестройка характера. Эмоциональная возбудимость. Противоречивость чувств. Чувство принадлежности к группе. Волнение о самооценке.

Развитие самосознания, идеала личности. Чувство взрослости, склонность к рефлексии, любовный интерес, потребность в самоутверждении

Становление человека как субъекта собственного развития. Снижение продуктивности и способности к учебной деятельности. Негативизм – отталкивается от среды, враждебен, склонен к спорам.

Юношеский возраст (17-21 год)

Существует зависимость от взрослых и, прежде всего, от родителей и в этом плане юноша еще ребенок Ведущая деятельность ‑ учебно-профессиональная деятельность

Мышление абстрактное, критическое, мораль, контроль внимания, длительность памяти. Преобладает произвольное внимание.

Анализ характера и его перестройка. Развитие эстетических чувств. Устойчивость эмоций. Сопереживание

Рефлексия, расширяется горизонт планирования

Кризис 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения . Отрыв от родительских корней, который проявляется в крушении жизненных планов, в разочаровании правильности выбора специальности

Ранняя зрелость (молодость) (22-35 лет)

Социальная ситуация характеризуется в реализации себя, полного раскрытия потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях. Принятие на себя полноты ответственности.

Ведущая деятельность: Профессиональная деятельность; становление и развитие семейных отношений

1. Усиленное развитие психических функций. 2. Характерны «оптимумы» внимания, памяти, мышления. 3. До 35 лет продолжается становление целостной функциональной основы интеллектуальной деятельности. Наблюдается наибольшая восприимчивость социального и профессионального опыта.

Эмоциональная близость в человеческих отношениях выступает как основа любви. В ранней взрослости происходит развитие эмоций родительских отношений, включающих в себя радость от общения с ребенком, чувство привязанности и доверия, особая чувствительность к потребностям ребенка, чувство интереса к ребенку, восхищения и гордости за него.

1. Семья (отношение к ней и внутри нее). 2. Профессиональное становление.

Несмотря на то, что человек относительно доволен жизнью, он начинает испытывать неудовлетворенность собой, задается вопросом о том, каков он и каким хотел бы быть, понимает, что что-то переоценил в своей жизни, а что-то недооценил; появляется ощущение, что жизнь, которую он налаживал с 20 лет, разваливается. Подводятся первые итоги, и происходит переоценка своих прежних ценностей и выборов (супруга, карьеры, жизненных целей).

Поздняя зрелость (35 – 65 лет)

Личностно-смысловая перестройка, коррекция жизненных планов и образа жизни. Передача опыта другим, наставничество.

Снижение уровневой оценки мышления. Снижение уровня памяти и внимания.

подведение итогов жизни (нацеленность на будущее угасает, большее значение отводится настоящему и прошлому); переосмысление прожитых дней, анализ соответствия настоящей жизни и планов с действиями из юности и молодости; осознание ограниченности собственных возможностей

1. Для этого возраста характерно снижение уровня психических функций. Это обусловлено тем, что возможности организма человека снижаются. 2. Интеллектуальная деятельность достаточно продуктивна, но после 50 лет начинает снижаться. Более значимыми для человека становятся внутрисемейные отношения.

Этот критический период характеризуется как время подведения итогов, которые не всегда удовлетворяют человека, поскольку не все его желания и цели реализованы. люди данного возраста начинают понимать, что нс имеют времени на все, что хотели бы сделать. Это стадия старения, решающим фактором здесь является приближающийся конец или, по крайней мере, реальность ухода на пенсию.

Старость (75 лет +)

готовность к выходу на пенсию; адаптация к новому социальному статусу; поиск новых форм занятости. Ведущая деятельность: профессиональная деятельность в адаптированных формах; прародительство; постепенный отказ от активности.

Психическое развитие: Снижается слуховая чувствительность, снижаются разные виды цветовой чувствительности. Претерпевает изменения вербальный и невербальный интеллект. Память. Страдает механическое запоминание, лучше всего сохраняется логическая память.

Правильное ощущение собственного возраста – это верная манера поведения и общения. В старости важны не только изменения, происходящие с человеком, но и отношения человека к этим изменениям. Сужение круга общения. Отсутствие контактов с обществом вызывает у старых людей эмоциональные изменения: упадок духа, пессимизм, обеспокоенность и страх перед будущим.

неудержимое стремление к риску; высокая чувствительность к адресованным ему социальным заказам и готовность за самое короткое время выполнить их; высокий уровень развития интуитивной сферы личности. Жизненная мудрость – основное новообразование старости

Кризис ухода на пенсию сказывается нарушением режима и уклада жизни, наблюдается невостребованность, ухудшается общее здоровье, снижается уровень некоторых психических функций, может усложнятся утратой близких.

Раздел № 2. Психология общения.

Методическая разработка занятия на сплочение коллектива.

1. Тема занятия: «Большая компания»

2.Цель занятия: Помочь учащимся осознать роль и значимость семьи в жизни каждого человека.

3.Задачи занятия (воспитательная, развивающая, образовательная):

Воспитательная: Воспитать у детей уважение к сверстникам.

Развивающая: Развить в детях умение вежливо общаться друг с другом, умение общаться со сверстниками.

Образовательная: Рассказать о том, что такое коллектив, как правильно общаться в нём.

4.Форма: Игровая программа

5.План занятия (с прописанным временным регламентом):

Этап занятия

Время (мин.)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Организационный момент

3

Приветствие, вступление

Приветствие, воспринимают речь учителя

2

Основная часть

27

Проведение упражнений и игр

Принимают активное участие в играх, помогают друг другу

3

Творческое задание

5

Проведение творческого занятие, помощь, контроль за выполнением.

Принимают участие в творческом задании, делятся впечатлениями

4

Заключение

15

Подведение итогов урока, обсуждение с классом

Активное обсуждение прошедшего занятия

6.Оборудование: Просторное помещение, цветные карандаши, бумага.

7.Организация работы учащихся на занятии: групповая

8.Литература:

9. Полный конспект занятия:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный день. Мы попробуем подружиться и крепко – накрепко скрепить нашу дружбу! Я была свидетелем того, что не все ребята в коллективе пользуются уважением, у некоторых ребят мало друзей. Поэтому сегодня мы выясним причины возникающих проблем в общении, придумаем «Законы дружного коллектива», познакомимся получше друг с другом, станем дружнее и сплочённее и просто приятно пообщаемся. Готовы? Тогда начнем!

Начнём с простого упражнения на знакомство, необходимо назвать своё имя любой факт о себе. Начну с себя: «Меня зовут Лана, я люблю яблоки и апельсины…»

Наше занятие будет проходить в форме тренинга. Для того, чтобы у нас с Вами получилось все что мы задумали, нам необходимо принять правила работы в группе.

1. Быть активным

2. Высказываться только от своего имени

3. Выполнять правило поднятой руки (не выкрикивать с места)

4. Не говорить хором

5. Не давать оценок

6. Здесь и сейчас (все чувства переживаем здесь и сейчас, соблюдаем конфиденциальность)

7. Право ведущего (слушаем внимательно то, что я говорю)

«Снежный ком»

Играющие: все присутствующие.

Суть игры: Участники рассаживаются в круг так, чтобы каждого было видно. Первый игрок называет своё имя, а рядом сидящий должен произнести имя своего соседа (первого игрока) и своё. Следующий игрок называет имя первого, второго игрока и своё и т.д. Игра заканчивается тогда, когда будут названы имена всех присутствующих.

«Здравствуй, друг»

Играющие: все присутствующие, разбившись на пары.

Суть игры: Игровые пары создают два круга: внешний и внутренний. Участники кругов стоят лицом друг к другу и повторяют за руководителем фразы, сопровождаемые определёнными жестами и мимикой:

- Здравствуй, друг! (здороваются за руку)

- Как ты тут? (хлопают друг друга по плечу)

- Ты пропал! (разводят разочарованно руками)

- Я скучал! (гладят друг друга по плечу)

- Ты пришёл! (широко разводят руками)

- Хорошо!!! (обнимаются).

После того, как все фразы произнесены и обыграны, внешний круг игроков делает шаг в сторону, таким образом, меняясь партнёрами (внутренний круг игроков стоит на месте). Игра повторяется сначала. Пары меняются партнёрами до тех пор, пока не вернутся в исходное положение кругов перед началом игры.

Игра учит: раскрепощаться, способствует положительному настрою, хорошему настроению, объединяет игроков.

«Я люблю…»

Играющие: все присутствующие.

Суть игры: Игроки садятся в круг. Кто-нибудь из участников говорит, к примеру «Я люблю музыку». Те, кто разделяет те же интересы, должны подсесть к нему. Затем другой игрок говорит «Я люблю яблоки». Те, кто тоже любит яблоки, подбегают к этому человеку и т.д. (Группы могут быть созданы по вкусам, пристрастиям, увлечениям, по цвету одежды и т.д.)

Игра учит: умению общаться одновременно с большим количеством людей, помогает игрокам сблизиться и больше узнать друг о друге.

"Поиграем?"

Играющие: небольшие группы по 6-8 человек.

Суть игры: ведущий предлагает самые разнообразные задания:

— построиться в ряд в соответствии с алфавитом по первой букве имени;

— построиться в ряд в соответствии с алфавитом по последней букве имени (фамилии, по второй букве и т. д.);

— найти свой способ построения группы.

Вопросы к обсуждению: какая группа быстрее реагирует на задания? Какая группа нашла наиболее интересный способ самоклассификации? В какой группе появился явный «командир»? Кто ощущает себя «командиром», а кто «подчинённым»? и т. д.

Игра учит: открытому взаимодействию с окружающими, нахождению путей для взаимной поддержки в группе людей, умению проявить лидерские качества.

"Узнай меня!"

Играющие: все присутствующие.

Подготовительный этап: подготовьте по два листа бумаги на каждого участника, карандаши, фломастеры, ручки.

Суть игры: каждый участник рисует на одном листке автопортрет (можно для узнавания подчеркнуть детали внешности, одежды и пр.), а на другом пишет не меньше 10 слов, которые по-разному характеризуют его образ жизни (например, баскетбол, привлекательность, счастье, любит молодежную эстраду и т. д.).

Затем все листы с портретами складываются в одну стопку, а с характеристиками — в другую.

Каждый из участников наугад берет листок из любой стопки и ищет соответствующий ему в другой стопе. При этом желательно обосновать свой выбор.

Вопросы к обсуждению: что труднее: установить портретное или внутреннее сходство? Можно ли некоторые характеристики (или портреты) отнести ко многим людям? Почему — да или почему — нет? Что различает людей? Хорошо ли, что люди отличаются друг от друга? Почему — да или почему — нет?

Игра учит: наблюдать, анализировать, сопоставлять, для того чтобы уметь принять человека.

«Молекулы»

Играющие: все присутствующие.

Суть игры: Во время игры все участники беспорядочно двигаются по игровому полю, а руководитель каждые 1-2 минуты называет любую цифру от 1 до 10. Например, «три». Это значит, что все участники должны образовать группы из трёх человек. Те, кто остались (два или один человек) выбывают. Игра заканчивается тогда, когда больше нет вариантов цифр.

Игра учит: не бояться общения, быстро ориентироваться, находить единомышленников.

«Змейка»

Играющие: все присутствующие.

Суть игры: Играющие выстраиваются в колонну, каждый держится за пояс впереди стоящего. Последний человек в команде – «хвост», а первый – «голова». Задача «головы» – поймать «хвост», а «хвоста» – убежать от «головы». При этом «тело» не должно распадаться. Когда «голова» поймает «хвост», последний игрок становится «головой», а предпоследний становится «хвостом», либо выбирают новую «голову» и «хвост».

Игра учит: действовать единой командой, уметь прислушиваться к мнению других, уметь прийти на помощь в нужный момент

«Домики»

Играющие: все присутствующие, разбившись на группы по три человека: двое – «домик» и один - «житель».

Суть игры: Выбирается один игрок – ведущий, цель которого стать либо «домиком», либо «жителем» посредством трёх команд:

Команда «Домики!» - игроки-«домики» оставляют своих «жильцов» и ищут новых;

Команда «Жители!» - игроки- «жители» выбегают из «домиков» и ищут себе новые;

Команда «Землетрясение!» - все игроки-«домики» распадаются и вместе с игроками- «жителями», двигаясь беспорядочно, либо создают «домик», либо становятся «жителями».

Тот, кто остаётся один, становится ведущим.

Игра учит: умению идти на контакт с незнакомыми или малознакомыми сверстниками, способности предвидеть действия членов коллектива.

«Два берега»

Играющие: все присутствующие, разбившись на три команды: два «берега» и «река».

Суть игры: Команды выстраиваются параллельно – «берег» - «река» - «берег».Правый «берег» решает, что сказать левому (слово или словосочетание) и по команде руководителя начинает передавать сообщение (громко произносит вслух). Задача «реки» – не дать услышать левому «берегу», то, что хочет сказать правый. (Можно кричать, топать, махать руками). Левый «берег» должен услышать то, что хочет сказать правый. Как только левый «берег» понял и услышал сообщение, команды меняются ролями.

Игра учит: оценивать чужое и своё поведение, предвидеть его возможные последствия, действовать единым коллективом.

«Актёрское мастерство»

Играющие: все присутствующие. Играть можно всем сразу или разбившись на команды.

Суть игры: Руководитель предлагает играющим выполнить следующие задания:

Показать звуками, мимикой и жестами:

  • скрип дверей;

  • кипящий чайник;

  • заводящийся транспорт;

  • вентилятор;

  • листание книги;

  • как бьётся стекло;

  • как жарится котлета;

  • как лыжник идёт по снегу.

Нужно сесть так, как садится:

  • обезьяна;

  • пчела на цветок;

  • космонавт в скафандре;

  • один из трёх толстяков;

  • страстный болельщик футбола;

  • очень усталый человек.

Изобразить походку человека:

  • хорошо пообедавшего;

  • у которого жмут ботинки;

  • неудачно пнувшего кирпич;

  • артиста балета;

  • туриста, несущего тяжёлый рюкзак;

  • с острым приступом радикулита.

Попрыгать, подражая:

  • воробью;

  • кенгуру;

  • лягушке;

  • кузнечику;

  • бегемоту.

Ребята, вы большие молодцы!! А сейчас мы немного порисуем: каждому из вас я выдам лист бумаги и цветные карандаши. Ваша задача – за 10 секунд изобразить на листе что угодно. Далее мы передаём наши листы по часовой стрелке. Следующий человек должен так же изобразить на листе что-либо за 10 секунд. Игра закончится, когда ваш листочек вернётся в ваши руки. Далее каждый из нас выйдет в круг и поделится впечатлениями: Что изначально вы хотели изобразить? Понравилось ли вам то, что получилось в итоге? Насколько полученный результат устраивает вас? Что интересного вы заметили в своём рисунке?

Всем большое спасибо за участие в сегодняшних играх, надеюсь, что вам понравилось!

Самоанализ занятия.

Тема занятия: «Большая компания»

Направление работы: Занятие на сплочение коллектива

Группа: 1 отряд

Дата: 16.06.23

Элемент занятия

Характеристика

1.Готовность к занятию

Педагог был полностью готов к занятию

2.Тема занятия

«Большая компания»

3. Цели и задачи занятия

Цель: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи:

• формирование благоприятного психологического климата в группе;

• развитие умения работать в команде;

• сплочение группы.

4. Соответствие содержания заявленной теме

Содержание занятия полностью соответствует заявленной теме

5. Распределение времени на занятии

Время на занятии был распределено грамотно

6.Обоснованность выбора формы занятия

Игровая форма интересна детям данного возраста

7. Методы обучения

Практические

8. Организация обучающихся

Групповая

9. Атмосфера на занятии. Взаимодействие с обучающимися

На занятии преобладала весёлая, дружелюбная атмосфера

10.Степень достижения цели и задач занятия

Цели и задачи занятия полностью достигнуты

11.Позитивные стороны занятия

Учащиеся были вовлечены в игры, активно взаимодействовали друг с другом

12.Негативные стороны занятия

Дети хотели намного больше подвижных игр

13.Отзыв куратора (отметка, роспись)

Методическая разработка социально-психологического тренинга.

1. Тема занятия: «Моя семья»

2.Цель занятия: Помочь учащимся осознать роль и значимость семьи в жизни каждого человека.

3.Задачи занятия (воспитательная, развивающая, образовательная):

Воспитательная: Воспитывать у детей любовь к своей семье и своим родственникам, уважение к ним.

Развивающая: Развить в детях умение вежливо общаться с взрослыми.

Образовательная: Рассказать о том, что такое семья, как она зародилась, что такое семья в современном понимании.

4.Форма: лекция, тренинг

5.План занятия:

Этап занятия

Время (мин.)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Организационный момент

3

Приветствие, вступление

Приветствие, воспринимают речь учителя

2

Основная часть

27

Проведение урока, взаимодействие с учениками в форме вопрос-ответ, проведение упражнений

Слушают учителя, отвечают на вопросы, принимают участие в упражнениях

3

Заключение

15

Подведение итогов урока, создание рисунка на тему «Моя семья»

Слушают учителя, создают рисунок

6.Оборудование.: компьютер, проектор, заготовки для занятия, бумага, цветные карандаши.

7.Организация работы учащихся на занятии: групповая

8.Литература:

9. Полный конспект занятия:

Здравствуйте! Очень приятно Вас видеть.

Сегодня мы проведем наше занятие в виде тренинга. Наша встреча посвящена СЕМЬЕ. Вместе с вами мы раскроем секреты благополучной семьи. 

Мы еще с вами не знакомы, поэтому я предлагаю попробовать узнать друг друга получше.

Упражнение «Имя + что обо мне никто не знает»

Цель: познакомиться, открыть для участников новые их грани.

Инструкция: сейчас тот, у кого в руках игрушка должен назвать свое имя и то, что о нем никто не знает, и передать игрушку дальше по кругу. Все остальные должны внимательно слушать и запоминать что говорят. Пример: «Я Маргарита Николаевна, никто не знает что я…..»

У каждого человека есть безусловные ценности, то есть то, что при любых обстоятельствах он будет хранить, защищать, отстаивать.

В разные времена у разных народов эти ценности могут быть разными, но есть одна ценность, которая значима для любого народа в любое время. Это семья. Ученые считают, что человек стал настоящим человеком, когда сформировалась семья. Именно в семье человек получает любовь и заботу, первые уроки доброты и ответственности, именно семья становится для человека, потерявшего себя, опорой и надеждой на возрождение.

Так что же такое семья?

Семья – это малая социальная группа, основанная на супружеских и родственных отношениях (муж, жена, дети иные родственники), ведущая общее хозяйство и связанная личной и моральной ответственностью.

Основа семейной жизни – любовь и взаимная ответственность мужчины и женщины, их духовная и нравственная связь.

У каждой семьи есть свои функции (слайд 4,5):

1) Продолжение рода. Репродуктивная функция самая важная, она заложена в нас природой. А благодаря сложившимся в обществе традициям, целью заключения брака и является рождение и воспитание детей.

2) Создание и накопление общих материальных ценностей, ведение совместного хозяйства.

3) Воспитание. Цель – обучить и воспитать своих детей, привить им нравственные ценности, нормы поведения в обществе, а также адаптировать их к нормальной жизни в нём.

4) Сохранение традиций и ценностей. Они способствуют укреплению и сохранению связей, обеспечивают преемственность поколений и формируют историю рода. Союзы, имеющие свои родовые традиции крепче связаны, потому что разные поколения людей больше взаимодействуют между собой.

Упражнение «Семья – это…»

Участники по очереди называют слово, которое ассоциируется у них с понятием «семья». Слова не должны повторяться. Все ассоциации выписываются на доске. Если участник не готов назвать вариант ответа, он может пропустить свою очередь и сказать слово в конце.

Вопросы участникам:

1. Трудно было выполнять задание?

2. Каких было больше ассоциаций - позитивных или негативных?

3. Как вы думаете, почему было больше позитивных высказываний?

Итог: семья — это самое важное, что есть в мире. Семья - это наш тыл, поддержка. В будущем для Вас семья – это опора.

Упражнение «Дерево семейных ценностей»

Каждый получает заготовку «Дерева семейных ценностей» и примерный перечень возможных ценностей (чтобы участникам было легче сориентироваться).

Задача участников – ранжировать ценности:

– в корневую систему помещают самые важные, от которых не откажутся ни при каких условиях.

- в ствол – важные, но от которых в некоторых случаях можно отказаться.

в крону – желаемые, но не обязательные ценности.

Участникам объясняется, что они могут воспользоваться подсказкой из перечня, могут что – то добавить свое.

Перечень возможных семейных ценностей:

уважение

забота о каждом члене семьи

финансовая обеспеченность

семейное проведение праздников

здоровье

любовь

взаимопонимание

семейные традиции

общие цели

общее хобби

образование

связь поколений

совместное проведение выходных

праздничных дней

комфортабельное жилье

дети

занятия спортом

высокооплачиваемая работа

наличие общих друзей

совместные путешествия

знания

преданность

достоинство

творчество

честь

красота

счастье

развлечения

физическая сила

совместный труд

принципы

верность

карьерный рост

доверие

Представление результатов работы. Сравнение разных деревьев, выявление сходств.

В каждой семье существует своя непередаваемая атмосфера любви, понимания и душевного тепла. Как же она возникает? Зачастую такие законы берут свои корни из семейных устоев предыдущих поколений – они крепкие и незыблемые. Благодаря им создается ощущение надежности семейных отношений, возникает крепкая связь между членами семьи, поддерживаются близкие и доверительные отношения, дети ощущают стабильность семьи.

Традиция — правило поведения, событие, регулярно повторяющееся.

Семейные традиции – это регулярно повторяющиеся действия членов семьи, направленные на сплочение внутрисемейных связей и укрепление семьи как главной основы общества.

Каждая семья индивидуальна и имеет свою историю. Семейные обычаи позволяют всем членам почувствовать свою значимость, уделить время и внимание родным, проявить к ним уважение и любовь.

Какие традиции есть в вашей семье? (Обсуждение)

Какие бывают семейные традиции и праздники:

1) Проведение семейных праздников. Основным таким праздником необходимо назвать день рождения. К семейным праздникам относятся свадьбы, рождение детей, крещение и т. д.

2) Проведение общенародных праздников. К ним относится всеми любимый праздник – Новый год. Многие семьи празднуют Пасху, выпекая куличи и освещая их в церкви. Среди общенародных праздников традиционно празднуется Всемирный день Трудящихся – 1 мая.

3) Игры с детьми. Важно, чтоб оба родителя принимали участие в воспитании ребенка, играли с ним. К примеру, по обычаю, мама каждую субботу учит ребенка играть в шахматы, а папа по воскресениям играет с сыном в футбол.

4) Вечернее обсуждение минувшего дня. Стоит обратить внимание на этот важный момент, ведь во время обсуждений каждый имеет возможность поделиться с родными своими успехами, неудачами, получить полезный совет или напутственное слово.

5) Совместное принятие пищи. Эту традицию стоит назвать важнейшей, ведь нет ничего приятнее совместных трапез с родными людьми. Такой семейный обычай практикуют многие. Во время семейных завтраков есть прекрасная возможность обсудить планы на день и зарядиться позитивом. Совместный ужин позволит расслабиться, наслаждаясь обществом родных, поделиться впечатлениями от прожитого дня. Желательно, чтоб во время совместных трапез все присутствующие общались, а не смотрели телевизор.

6) Празднование значительных событий. Этот прекрасный обычай позволяет отметить такие значимые для семьи события как юбилей, именины, получение диплома или окончание школы, помолвка, предстоящее пополнение в семействе. Такие небольшие праздники дают возможность поделиться счастьем и радостью со своими близкими, стимулируют к новым успехам.

7) Чтение сказок перед сном. Это важнейшая традиция при воспитании детей, ведь сказки позволяют ребенку развить воображение, познать мир. К тому же ежедневное чтение сказок перед сном вырабатывает у ребенка определенный режим отхода ко сну. Такой вечерний ритуал успокоит даже самых активных детей, способствуя хорошему крепкому сну.

8) Прогулки всей семьей. Для развития физических способностей ребенка, и поддержания своих, важно совершать совместные прогулки. Такие походы способны расширить кругозор и повысить культурный уровень семьи в целом.

9) Традиция поцелуев. Для создания атмосферы любви, важно почаще целовать своих родных и близких. Желательно целовать детей минимум два раза в день – утром, когда они проснулись, вечером – перед сном. Также немаловажно желать всем родным спокойной ночи перед ночным сном и доброго утра, проснувшись.

10) Совместные поездки на отдых. Не стоит недооценивать этот вид досуга, потому как большинство психологов для поддержания хороших взаимоотношений, рекомендуют регулярно менять обстановку. Главное, посещать новые города и страны всем вместе, чтоб отвлечься от рутины и быта, расширить свои горизонты.

11) Православные традиции. К ним относятся совместное посещение церкви по православным праздникам или каждое воскресенье, празднование Рождества и Пасхи, соблюдение поста, крещение детей, чтение Библии, молитвы перед сном, регулярное посещение усопших родственников.

Старинная легенда

А сейчас мы предлагаем послушать притчу и ответить в конце на вопрос.

В древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины семьи: «Как удается вам жить в мире и согласии, не ссорясь и не обижаясь друг на друга?». В ответ старейшина называл лишь одно слово.

Какое? (ПОНИМАНИЕ или ТЕРПЕНИЕ).

Вывод: в семьях царит любовь и мир, когда есть взаимопонимание. Научитесь владеть своими эмоциями, и это поможет вам регулировать отношения с родными, а в будущем отношения в вашей семье.

Упражнение «Какая будет Ваша семья?»

Подумайте, какие фразы Вы не будете говорить своим детям? Что вы не будете делать? Какая будет у Вас семья? Вам нужно на каждую букву придумать прилагательные.

С – счастливая, сильная, солнечная, светлая, справедливая, смелая, совершенная, скромная, сообразительная, смешная, спокойная, суровая, сказочная, серьезная, стильная, способная;

Е – единая, единственная, единомыслящая, естественная;

Мь – милая, многодетная, музыкальная, мечтательная, молодая, мудрая, модная, молодежная, милосердная;

Я – яркая, ясная, ярчайшая.