Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ФС. СЛОВО И МЫСЛЬ.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
16.05.2024
Размер:
287.76 Кб
Скачать

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «МЭИ»

Е.Ю. Загрязкина

Н.М. Малиновская

ФИЛОСОФИЯ: СЛОВО И МЫСЛЬ

Учебное пособие

Москва

Издательство МЭИ

2020

УДК 1

ББК 87.3

З-146

Утверждено учебным управлением НИУ «МЭИ»

в качестве учебного издания

Подготовлено на кафедре русского языка

и на кафедре философии, политологии, социологии им. Г.С. Арефьевой

Рецензенты: докт. филос. наук, проф.,

зав. кафедрой ФПС НИУ «МЭИ» Андреев А.Л.;

канд. филол. наук, доцент кафедры сопоставительного изучения языков ф-та иностранных языков и регионоведения МГУ им. М.В. Ломоносова Мануйлова Н.А.;

доцент кафедры русского языка НИУ «МЭИ» Вакуров С.Н.

Е.Ю. Загрязкина, Н.М. Малиновская

Философия: слово и мысль: учебное пособие / Е.Ю. Загрязкина, Н.М. Малиновская. – М.: Издательство МЭИ, 2020. – 116 с.

ISBN

Основной целью учебного пособия является развитие у иностранных учащихся навыков чтения научных текстов, построения на их основе собственного устного и письменного высказывания, а также успешное овладение материалом курса «Философия». Особое внимание уделено изучению лексико-грамматических явлений, актуальных для научного стиля речи. Работа по расширению лексического запаса учащихся готовит к достижению ими уровня ТРКИ-2 /В2 (Общее владение).

Может быть использовано для самостоятельной работы учащегося. Снабжено лексико-грамматическими комментариями и ключами.

Адресовано иностранным студентам-бакалаврам негуманитарных специальностей, изучающим курс «Философия» на русском языке.

УДК 1

ББК 87.3

ISBN Национальный исследовательский

Университет «МЭИ» 2020

Оглавление

Предисловие. Задачи философии в инженерном образовании 3

Тема 1. Проблема бытия в философии и религии. 4

Материальное и идеальное 5

3. Философия физиса и проблема первоначала 8

Тема 2. Познание. Роль практики в познании 18

Тема 3. Моральная философия. Проблема зла 36

Тема 4. Философия и наука. Научная революция XVII в. 53

Тема 5. Философия иcтории. Социальная философия 71

Тема 6. Смысл жизни 88

Ключи к заданиям. 111

116

Заключение. Философия и литература 117

Предисловие. Задачи философии в инженерном образовании

Междисциплинарное учебное пособие адресовано иностранным студентам-бакалаврам негуманитарных специальностей, владеющим русским языком на уровне ТРКИ-1/В1 (Общее владение) и изучающим курс «Философия» в российском вузе.

Учебное пособие создано преподавателями двух кафедр НИУ «МЭИ»: тексты по философии подготовлены доцентом кафедры философии, политологии, социологии им. Г.С. Арефьевой Н.М. Малиновской, система упражнений по русскому языку разработана старшим преподавателем кафедры русского языка Е.Ю. Загрязкиной. Замысел издания возник непосредственно в учебном процессе.

Основной целью пособия является развитие у иностранных учащихся навыков чтения научных текстов на русском языке, построения на их основе собственного устного и письменного высказывания, а также успешное овладение материалом курса «Философия». Философия, как и абстрактная математика, возникла в середине первого тысячелетия до н.э. в Греции, Индии и Китае. Причиной их появления было усложнение общественной жизни и возрастание роли знаний в отношениях между людьми. Теоретическое рациональное мышление – математика и философия – систематизирует различные виды знаний, придаёт им единство. Систематизировать, по-гречески, означает «ставить рядом». Математика обеспечивает стабильность, надёжность знания, а философия разрабатывает методы развития наук. В математике и философии созданы понятия и категории, на которые ориентируются учёные более двух тысяч лет: количество, качество, материя, форма, движение, сущность, время, пространство, бесконечность и другие.

Пособие состоит из 6 разделов, соответствующих базовой программе дисциплины «Философия». Каждый раздел включает в себя текст для чтения и систему предтекстовых и послетекстовых заданий, направленных на развитие языковой, речевой и предметной компетенции учащихся.

В системе упражнений особое внимание уделено изучению лексико-грамматических явлений, актуальных для научного стиля речи: субъектно-предикатным отношениям, пассивным конструкциям, причастным оборотам, оборотам со словом «как», кратким прилагательным, сложным и простым предложениям со значением причины, цели, условия. Задания на разграничение паронимов, поиск синонимов, определение значений многозначных слов расширяют лексический запас учащихся и готовят к достижению ими уровня ТРКИ-2/В2 (Общее владение).

Пособие может быть использовано как для аудиторной работы с преподавателем, так и для самостоятельной работы учащегося. Оно снабжено лексико-грамматическими комментариями и ключами к некоторым заданиями, в первую очередь к заданиям повышенной сложности.

Тема 1. Проблема бытия в философии и религии. Материальное и идеальное

Задание 1. Знаете ли вы, что означают следующие слова и словосочетания? При затруднении обратитесь к словарю.

Душа, дух (огня, горы), Бог, материя, представление (о душе, о мире), колдовство, благо, разум, мышление, ощущение, сознание, истина, понятие, сущность, священный, сакральное, предмет культа, доктрина, трактовка, христианство, ислам, буддизм, иудаизм.

Задание 2. В тексте вы встретите следующие слова и словосочетания. Проверьте, правильно ли вы понимаете их значение.

Богословие, теология – учение о Боге.

Библия, Священное Писание – собрание древних текстов, священная книга в иудаизме и христианстве. 

Новый завет – вторая (христианская) часть Библии, следующая за Ветхим заветом.

Приписывать – приписать что? кому/чему? – придать что? кому/чему?; считать свойством кого/чего?

Опровергать – опровергнуть кого/что? – доказать ложность, неверность каких-либо утверждений.

Вечный – 1. Не имеющий ни начала, ни конца. 2. Бесконечный во времени (о существовании материального мира)

Познание – процесс получения человеком знаний о мире, обществе и самом себе.

Чувственное восприятие – познание внешнего мира с помощью органов чувств.

Сведéние (от глагола сводить-свести) – сокращение, упрощение до чего-либо небольшого, несложного.

Задание 3. Постарайтесь без помощи словаря понять значение следующих сложных слов. Укажите, из каких частей они состоят.

Доброжелательный, многобожие, всемогущий, вездесущий, бестелесный, бессмертие, огнепоклонник, древнегреческий, первопричина, первоначало, перводвигатель, умопостигаемый, наднебесный, многообразный, сферообразный, сверхчувственный.

Задание 4. Найдите пары слов, выражающих противоположные понятия. При затруднении обратитесь к словарю.

Молодость

День

Зима

Война

Бытие

Монотеизм

Верх

Идеальное

Душа

Смерть

Видимое

Голод

Предельность

Зажигать (огонь)

Разгораться

Мертвый

Красивый

Неподвижность

Рассеиваться

Бессмертие

Материальное

Затухать

Старость

Движение

Сытость

Ночь

Живой

Мир

Собираться

Безобразный

Лето

Гасить

Низ

Небытие

Беспредельность

Невидимое

Политеизм

Тело

Задание 5. Объясните значение выделенных слов с помощью глаголов, от которых они образованы.

Единственная истина состоит в том, что существует бытие ничем и никем непорожденное, неуничтожимое, неизменное, неподвижное.

Задание 6. Ознакомьтесь с планом лекции «Проблема бытия в философии и религии. Материальное и идеальное».

План.

  1. Бытие видимое и невидимое.

  2. Проблема первоначала: монотеизм и философский монизм.

  3. Философия физиса: проблема первоначала и движения.

  4. Платон: мир идей и мир вещей.

  5. Аристотель: теория четырёх причин.

Задание 7. Прочитайте текст лекции и приготовьтесь ответить на вопросы по его содержанию.

Проблема бытия в философии и религии. Материальное и идеальное

Соседние файлы в предмете Философия