Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

882

.pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
08.01.2021
Размер:
246.37 Кб
Скачать

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВАРСИТЕТ ИМЕНИ Г.Ф. МОРОЗОВА»

Сухопутный транспорт леса

Методические указания к выполнению самостоятельных работ для студентов по направлению подготовки бакалавров 35.03.02 – Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств

Воронеж 2015

УДК 625

С.И. Сушков Сухопутный транспорт леса [Текст]: Методические указания к выполнению самостоятельных работ для студентов по направлению подготовки бакалавров 35.03.02 – Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств / С.И. Сушков, Э.А. Черников // Фед. гос. бюдж. образовательное учреждение высшего образования, Воронеж. Государственный лесотехнический университет им. Г.Ф. Морозова. – Воронеж, 2015. – 12с.

Печатается по решению редакционно-издательского совета ВГЛТУ

Рецензент

Ответственный редактор д-р техн. наук, проф. С.И. Сушков

ВВЕДЕНИЕ

Активной и эффективных формой подготовки квалифицированного специалиста является перманентная самостоятельная работа бакалавров (СРМ).

В связи с учетом специфики специальных учебных дисциплин по направлению подготовки бакалавров 35.03.02 – «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств», предлагается вынести на самостоятельное изучение ряд лекционных тем, указанных в настоящей программе, и тесно связанных со смежными или базовыми учебными дисциплинами.

Для качественного, осмысленного и творческого изучения материала указанных тем следует строго соблюдать и выполнять комплекс следующих орга- низационно-методических требований и правил:

-тщательно изучить и уяснить план темы занятий;

-выбрать из рекомендуемого списка литературы при помощи преподавателя минимум один основной и один дополнительный источник информации;

-изучить в соответствии с планом лекции конкретные вопросы, крити-

чески и творчески оценив их сущность, практичность и перспектив ность;

-составить тезисы и написать реферат по заданной теме;

-ответить на конкретные контрольные вопросы, указанные к теме;

-сделать выводы и представить свои собственные предложения по совершенствованию изученного объекта.

Для плодотворной самостоятельной работы ведущим преподавателем совместно с бакалавром разрабатывается индивидуальный график СРМ, в котором указываются дата, тема, место работы, информационное и консультационное обеспечение, а также формы и методы контроля, приведенные в разделе «Отчет и контроль СРМ».

Реализация предложенных организационно-методических форм самостоятельной работы и действенный контроль ее позволит активизировать учебный процесс, импульсировать мыслительную деятельность магистра и повысить его персональную ответственность и осознанность изучения плановой учебной дисциплины в контексте с выработанной объективной потребности самосовершенствования.

При самостоятельном изучении дисциплины студент должен получить следующие знания:

на уровне представлений: знать основные этапы проведения научных исследований, принципы системного подхода в научных исследованиях;

на уровне воспроизведения: применять полученные знания при организации проведения экспериментов, выборе применяемого оборудования и средств измерений, статистической обработки результатов эксперимента;

на уровне понимания: обосновывать решения, принимаемые при организации теоретических и экспериментальных исследований, используя специальные отраслевые знания;

– умения:

теоретические: уметь проводить поиск необходимой научной информации, планировать эксперимент;

практические: уметь подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, проводить статистическую обработку информации, анализировать полученные результаты исследований и делать соответствующие выводы;

– владения:

владеть принципами и методами построения математических моделей, описывающих процессы лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств, полученных на основании экспериментальных исследований, приемами постановки инженерных задач с целью повышения эффективности производства.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Студент по результатам освоения дисциплины «Сухопутный транспорт леса» должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурными (ОК):

– способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);

б) профессиональными (ПК):

– готовностью систематизировать и обобщать информацию по использованию ресурсов предприятия и формированию ресурсов предприятия (ПК-9).

Врезультате освоения дисциплины студент должен:

знать: знать основные этапы проведения научных исследований, принципы системного подхода в научных исследованиях;

уметь: проводить поиск необходимой научной информации, планировать эксперимент;

владеть: принципами и методами построения математических моделей, описывающих процессы лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств, полученных на основании экспериментальных исследований, приемами постановки инженерных задач с целью повышения эффективности производства

1. Методические рекомендации по изучению курса

1.1 Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины

Современные тенденции организации учебного процесса требуют расширения деятельности по совершенствованию, планированию и усилению роли самостоятельной работы студентов. В образовательном процессе высшего профессионального образовательного учреждения выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Тесная взаимосвязь этих видов работ предусматривает дифференциацию и эффективность результатов ее выполнения и зависит от организации, со-

держания, логики учебного процесса (межпредметных связей, перспективных знаний и др.):

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (далее самостоятельная работа студентов) – это деятельность учащихся, которую они совершают без непосредственной помощи и указаний преподавателя, призванная обеспечить возможность осуществлять самостоятельную познавательную деятельность в обучении.

Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности.

Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Объем самостоятельной работы студентов определяется государственным образовательным стандартом. Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом.

Целью самостоятельного изучения теоретического курса является проработка лекционного материала и расширение знаний для решения задач управления, подготовка к выполнению практических работ.

Самостоятельная работа студента начинается с внимательного ознакомления их с «Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования» по дисциплине «Сухопутный транспорт леса» и Рабочей программой учебной дисциплины. Изучение каждой темы следует начинать с внимательного ознакомления с набором вопросов. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме. Вопросы темы как бы накладываются на соответствующую главу избранного учебника или учебного пособия. В итоге должно быть ясно, какие вопросы темы Рабочей программы учебной дисциплины, и с какой глубиной раскрыты в данном учебном материале, а какие вообще опущены.

Задачами СРС являются:

систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

углубление и расширение теоретических знаний;

формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

развитие исследовательских навыков;

использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных

занятиях, при написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.

Для организации самостоятельной работы необходимы следующие усло-

вия:

готовность студентов к самостоятельному труду;

мотив к получению знаний;

наличие и доступность всего необходимого учебно-методического

исправочного материала;

система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;

консультационная помощь.

Методика организации самостоятельной работы студентов зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы студентов, индивидуальных качеств студентов и условий учебной деятельности.

Процесс организации самостоятельной работы студентов включает в себя следующие этапы:

подготовительный (определение целей, составление программы, подготовка методического обеспечения, подготовка оборудования);

основной (реализация программы, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы);

заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности программы и приемов работы, выводы о направлениях оптимизации труда).

Организацию самостоятельной работы студентов обеспечивают: факультет, кафедра, учебно-методический отделы, преподаватель, библиотека, издательство и др.

Самостоятельная работа реализуется:

1.Непосредственно в процессе аудиторных занятий – на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ.

2.В контакте с преподавателем вне рамок расписания – на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении студентом учебных и творческих задач.

Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов составлено в виде методических указаний, определяющих состав, задания и темы для самостоятельного изучения дисциплины, методические указания по выполнению всех видов самостоятельной работы, предусмотренных в данной дисциплине.

Студентам рекомендуется перед выполнением каждой работы изучить теоретические сведения по тематике работы, с целью закрепления понятийного аппарата и методологических основ дисциплины.

Самостоятельная работа студента предусматривает:

-самостоятельное изучение теоретического материала. Используются конспект лекций и рекомендуемая литература. Способствует развитию общекультурных компетенций, в частности, самостоятельному приобретению новых знаний с использованием современных информационных технологий;

-находить и перерабатывать информацию, умению осуществлять литературный поиск в данной области знаний;

-оформление отчетов, подготовку к практическим работам и их за-

щите.

При самостоятельном изучении теоретического материала студентам рекомендуется использовать конспект лекций, основную литература и дополнительную литературу. Данный вид СРС способствует самостоятельному приобретению новых знаний с использованием современных информационных технологий; развитию способности находить и перерабатывать информацию; умению осуществлять литературный поиск в данной области знаний, умению излагать изученный материал в лаконичном виде в форме отчетов, представлять и докладывать результаты работы, умению проводить расчеты и делать выводы.

1.2 Рекомендации по применению учебной и учебно-методической литературы

Одним из условий успешного обучения в ВУЗе является умение студентов быстро подобрать соответствующую литературу для выполнения учебных заданий и научной работы. Самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания в области изучаемой темы по дисциплине. Основные советы здесь можно свести к следующим:

Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться.

Такой перечень должен быть систематизированным (что необходимо для семинаров, что для экзаменов, что пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что Вас интересует за рамками официальной учебной деятельности).

Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит значительно сэкономить время).

Разобраться, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть.

При составлении перечней литературы следует посоветоваться с преподавателями и научными руководителями (или даже с более подготовленными и эрудированными сокурсниками), которые помогут Вам лучше сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание.

•Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее

яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).

Если книга – Ваша собственная, то допускается делать на полях книги краткие пометки или же в конце книги, на пустых страницах просто сделать свой «предметный указатель», где отмечаются наиболее интересные для Вас мысли и обязательно указываются страницы в тексте автора (это очень хороший совет, позволяющий экономить время и быстро находить «избранные» места в самых разных книгах).

Если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать), и это может занять немалое время (у кого-то – до нескольких недель и даже месяцев); опыт показывает, что после этого студент каким-то «чудом» начинает буквально заглатывать книги и чуть ли не видеть «сквозь обложку», стоящая это работа или нет.

Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того на сколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.) во многом зависит эффективность осуществляемого действия.

«Сухопутный транспорт леса»

Тема 1. Захватные устройства для лесных грузов

План

1.Захватные устройства для перемещения лесных грузов.

2.Типы захватного устройства, конструкции и назначения погрузочного механизма, а также от формы и размеров груза.

3.Расчет захватных устройств.

Литература: основная [1], дополнительная [2,3].

Контрольные вопросы

1.Какие рабочие органы или захватные устройства применяют для перемещения лесных грузов?

2.От чего зависит выбор типа захватного устройства?

3.В чем состоит расчет захватных устройств?

Тема 2. Лебѐдочные установки

План

1.Расчет лебедочной установки.

2.Перемещение грузов.

3.Способы перемещения груза.

Литература: основная [1], дополнительная [2,3].

Контрольные вопросы

1.В чем состоит и от чего зависит расчет лебедочной установки?

2.Какие условия и особенности необходимо учитывать при расчете лебедочной установки?

3.В каком состоянии может перемещаться груз лебедочными установками?

4.По особенности устройства различают установки на …?

Тема 3. Краны, манипуляторы, машины лесосечного и складского транспорта

План

1.Механизмы, применяемые для выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортных операций в пределах лесных складов и лесосек.

2.Машины для выполнения лесосечных работ.

3.Машины для выполнения лесоскладских работ.

Литература: основная [1], дополнительная [2,3].

Контрольные вопросы 1. Какие машины и механизмы, применяемые для выполнения погрузоч-

но-разгрузочных работ в пределах лесных складов и лесосек?

2.Какие машины используются для выполнения лесосечных работ.

3.Какие машины применяются для выполнения лесоскладских работ.

Тема 4. Основы расчетов транспортеров. Разгрузочные устройства транспортеров

План

1.Основные технологические расчеты транспортеров.

2.Определение первоначального натяжения тягового органа и условий соединения секций транспортеров.

3.Разгрузка подъемно-транспортных машин непрерывного действия. Литература: основная [1], дополнительная [2,3].

Контрольные вопросы

1.Какие составляющие необходимы для технологических расчетов транспортеров?

2.Какие разгрузочные устройства (сбрасыватели) применяются для разгрузки подъемно-транспортных машин непрерывного действия?

Тема 5. Продольные и поперечные транспортеры

План

1.Перемещение бревен по складу с целью сортировки, подачи в цех или при выгрузке их из воды.

2.Эстакада продольных транспортеров.

3.Использование приспособлений на эстакадах в местах перехода от наклонных участков к горизонтальным.

Литература: основная [1], дополнительная [2,3].

Контрольные вопросы

1.Какие транспортеры применяют для перемещения бревен по складу с целью сортировки, подачи в цех или при выгрузке их из воды?

2.Какие участки имеет эстакада продольных транспортеров?

3.Для каких целей применяются поперечные транспортеры?

Тема 6. Основы расчета энергоемкости при выполнении переместительных операций

План

1.Энергоемкость операций технологического процесса.

2.Определение потребности в материальных и трудовых ресурсах на вывозку древесины по автомобильным дорогам

Литература: основная [1], дополнительная [2,3].

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]